В конце ХΙV века (осенью 1935 года) Северный Кавказ подвергся опустошительному походу среднеазиатского завоевателя Тимура Хромого. При исследовании маршрутов походов Тимура против северокавказцев исследователи в основном опираются на две хроники — «Зафар-намэ» («Книга побед») Низам-ад-дина Шами, являвшегося современником и личным секретарем Тимура, и «Зафар-намэ» («Книга побед») Шереф-ад-дина Йезди, жившего в первой половине ХV в. Согласно ингушским исследователям именно на территории Ингушетии могла находится упоминаемая в указанных хрониках область «Буриберд», где правителем был Буракан, и против которого Тимур совершил один из своих походов на алан (в текстах хроник — «эльбурзцы»). Так, данная область отождествляется с районом современных ингушских селений Троицкая-Яндаре-Плиево-Барсуки-Гази-Юрт. Название «Буриберд» (ингуш. «бурой берд» — «берег крепостей») могло возникнуть применительно к высокому обрывистому правому берегу р. Сунжи, которая протекает через указанные селения. Выше этого берега проходит возвышенность, на которой расположены многочисленные аланские городища (ингуш. «бур-борз» — «крепостные курганы»). Этот берег тянется на протяжении нескольких десятков километров. Во многих местах имеются искусственные рвы. Видимо, в древности этот берег представлял собой сильно укрепленный оборонительный рубеж. Наличие здесь же, на этой территории, мавзолея Борга-Каш (датируемого началом XV в.) свидетельствует о том, что здесь может быть похоронен правитель «БоргIа» (Борохан, Буракан).
Распад Алании и отток в горы её населения, закрепившегося к востоку и западу от Дарьяла путем строительства крепостей, послужили основой формирования новых этнотерриториальных общностей, что в свою очередь привело к образованию современных северокавказских народов. При этом, средневековая Алания являлась полиэтничным государственным образованием, а центральную часть северокавказской равнины, входившей в состав Алании, занимали ингушеязычные общности (племена). Как прямые наследники кобанской культуры, они составляли основной северокавказский элемент этого государственного образования. Логическим подтверждением этому является то обстоятельство, что проживавшее в центральной части Большого Кавказа, к западу, так же, как и к востоку, от Дарьяла население являлось ингушеязычным, что подтверждается элементами материальной культуры, сохранившимися на этой территории, и преданиями ингушей и осетин. Лишь начиная со второй половины XVI в. наблюдается постепенное продвижение ираноязычного (осетинского) элемента в район Газалте — территории, прилегающей с запада к Дарьялу, что являлось следствием миграционных процессов ингушеязычных общностей, проистекавших под давлением внешних факторов в восточном и северо-восточном направлениях].
Миграционные процессы, связанные с возвращением ингушей на плоскость (равнину), по-видимому начались довольно рано, уже вскоре после ухода Тимура с Северного Кавказа. Они, по всей вероятности, на самом раннем этапе носили характер отдельных военно-политических акций, предпринимаемых ингушами на равнинных землях с целью противодействия закреплению на них пришлых кочевых народов. Отдельные эпизоды, связанные с этим временем, сохранились в народной памяти. В одном из ингушских преданий, записанном в XIX веке этнографом Албастом Тутаевым, фигурируют представители Галгаевского общества горной Ингушетии, которые состоят в дружественных отношениях с главным героем предания — князем Бексултаном Борогановым и участвуют вместе с ним в ряде военных акций, действие которых происходит на равнине на берегах Терека и Сунжи. В имени князя, сохранившегося в ингушском предании, прослеживается связь с ранее упомянутым памятником мусульманского зодчества, являющимся «в архитектурном отношении единственным в своём роде на Северном Кавказе», мавзолеем Борга-Каш.
По одной из арабских надписей, находящейся над входом в усыпальницу и содержащей дату — 808 год Хиджры, постройка датируется 1405—1406 гг. По особенностям архитектуры она отнесена специалистами к маджарским мавзолеям золотоордынского типа. Однако Борга-Каш имеет ряд отличительных особенностей, которые сближают его со склепами Северного Кавказа, в частности, горной Ингушетии. Это такие отличительные черты, как использование в постройке камня вместо жженого кирпича, что нехарактерно для золотоордынских мавзолеев. Наличие подземного склепа с полукруглым сводом, коллективный обряд захоронения, аркообразный портал и некоторые другие детали говорят о сходстве данного мавзолея со склепами с поминальными камерами. Эти особенности указывают на влияние местной архитектуры, проявляющейся «в появлении отдельных конструктивных деталей», указанных выше, и «использовании в качестве строительного материала камня», на архитектуру золотоордынских мавзолеев. Следовательно, ранний мусульманский памятник Северного Кавказа Борга-Каш можно рассматривать как исторический источник, свидетельствующий о тесной связи степного мира золотоордынского времени с северокавказской культурой, представленной в этой зоне предками ингушей, часть которых в этот период, на плоскости известна под именем «алан».