Новости
Чах Ахриев
Детство

В семье Эльмурзы и Дзали было пятеро детей — Чах и четыре сестры. Чах был младшим ребенком. Детские годы Чаха совпали со временем окончания многолетней Кавказской войны, временем активного освоения царской Россией Кавказа, в том числе плоскостной и горной Ингушетии. Для усмирения некоторых сел царская администрация проводила военные экспедиции. Часто в аманаты забирали детей горских старшин и видных представителей. Насаждаемые порядки не всегда были приемлемы для горцев. И так случилось, что при очередном «усмирении», когда из крепости Владикавказ в Джейрахский район был направлен военный отряд, из селения Фуртоуг были взяты в аманаты семеро мальчишек: пятеро — из Ахриевых, и двое — из Льяновых. В их числе был Чах — сын старосты Джейрахского общества, и его родной племянник Саадула.

Мальчиков привезли во Владикавказскую крепость. 7-летний голубоглазый мальчик с кудрявыми волосами понравился семье полковника царской армии, у которых не было собственных детей. Они взяли его к себе в семью, что и определило дальнейшую судьбу мальчика. Это был Чах. С этого времени жизнь маленького «туземца» меняется. Юный Чах рос, постигая грамоту, быстро овладевая русской речью и языками своих сверстников. Два года учился он в школе кантонистов. К тому времени полковника перевели по службе в Ставрополь, и вместе с ним и его семьей переехал в Ставрополь и Чах.

В 1862 году Чах поступил в Ставропольскую гимназию, где окунулся в мир подлинной русской культуры и оказался в числе передовых людей своего времени. Нужно отметить, что в Ставропольской мужской гимназии, вместе с представителями горских народов, из ингушей учились в разные годы С. Ахриев, А. Базоркин, А-Г. Долгиев, И. Бекбузаров, П. Дахкильгов, К. Мальсагов...

Позже семья полковника пыталась устроить Чаха в Царскосельский лицей, но помешали некоторые обстоятельства, и Чах Ахриев окончил Неженский лицей.

Сестры Чаха вышли замуж за представителей фамилий Арчаковых, Гамурзиевых, Чапановых и Торшхоевых и создали свои семьи.
05.03.2022
Популярные
ЧГОО "Ингушская национально-культурная автономия "Галгай
Почетными грамотами награждены работники ГК "Росатом"
Оперативное совещание с вице-премьерами
Школьники будут отдыхать в летнем лагере «Артек».
Исследовательский талант Чаха Ахриева

Ч. Э. Ахриев стоял у истоков ингушской науки. К творчеству Чаха Ахриева обращались при его жизни видные учёные-кавказоведы, археологи и этнографы, среди которых известные российские исследователи Ф. И. Леонтович, Б. К. Далгат, М. М. Ковалевский и др. Научное наследие Чаха Ахриева изучали Л. Семёнов, А. Яндаров, Л. Костоева, А. Танкиев, И. Дахкильгов, В. Хамхоев, и продолжают изучать наши современники.
Становление Чаха Ахриева как учёного проходило в 60-70-х гг. XIX века. Это было время бурного расцвета российского кавказоведения, когда поощрялось историко-этнографическое изучение Северного Кавказа, открытие филиалов всероссийских научных обществ. В эти годы стали издаваться фундаментальные исследования учёных А. П. Берже, П. Г. Буткова, Н. Ф. Дубровина, Д. Я. Лаврова и др.

Чах Ахриев был незаурядной личностью, одаренным и очень трудолюбивым человеком. Богатейший этнографический и фольклорный материал сгруппирован и обобщен Чахом Ахриевым таким образом, что дает целостное представление о самобытной духовной и материальной культуре ингушей. Это такие работы, как «Ингуши (их предания, верования и поверья)», «Похороны и поминки у горцев», «Несколько слов о героях в ингушских сказаниях», «Заметки об ингушах», «Присяга у ингушей», «О положении ингушской женщины», «Этнографический очерк ингушевского народа с приложением его сказок и преданий».

«Народный характер» ингушей Чах Ахриев рассматривает как центральный узел, своеобразный стержень исторического процесса, в котором содержится история народа со всеми противоречиями, найденными и ненайденными решениями проблем, путями национальной жизни. Под «народным характером» Ч. Ахриев понимал общественный быт народа, а всё остальное — общественный строй, социальную практику, формы экономического поведения считал производными от «особенностей народного характера».
В своих размышлениях Чах обращался к трудам французского просветителя Ш. Монтескье, который писал о духе законов и их соответствия природно-климатическим условиям.

«...Климатические и, вообще, физические условия местности, занимаемой ингушами, весьма благоприятны для развития крепкого телом и духом племени», — писал учёный. И в то же время постоянные войны и борьба за жизнь выработали у ингушей такие черты характера, как «самостоятельность, энергичность, мужество, суровость, самоуважение».

«Благодаря многосложному кодексу народных обычаев и приличий, каждый ингуш держит себя с таким тактом, который можно назвать аристократическим, чувства независимости и собственного достоинства составляют также весьма выдающиеся особенности характера ингуша во время его сношений с посторонними лицами», — писал Чах. Эти особенности выдавались тем резче и значительнее, чем беднее была обстановка, в которой находился ингуш.

К числу «выдающихся особенностей ингушского характера» Чах Ахриев относил «демократический индивидуализм», которым проникнуто было всё общество. Научные материалы Ч. Ахриева говорят о нём не только как об этнографе, но и как социологе, этнопсихологе. В работах «Нравственное значение присяги у ингушей», «О характере ингушей» Чах Ахриев заостряет внимание на «смыслообразующих» столпах национальной культуры ингушей, на его главных основах.

Труды Ч. Ахриева печатались в «Сборнике сведений о кавказских горцах», газете «Терские ведомости». В 1996 году вышла книга «Ингуши», в которую вошли труды Ч. Ахриева. В 2000 году была издана книга «Чах Ахриев. Избранное». «У Чаха Ахриева было подлинное исследовательское чутье. Он подбирал материал не случайного характера. Его описания были точны, выводы осторожны и основаны, большею частью, на фактических данных», — писал Л. Семёнов. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что изучая труды Чаха Ахриева, нужно внимательно изучать и вникать в историческую картину того времени.
Чах, как общественный деятель

В трудах Чаха Ахриева много интересных высказываний о политике, экономике, религии, позволяющих вынести определенные суждения об общественной жизни ингушского народа. Время, когда Чах проводил свои исследования, совпало с переселением части ингушей с обжитых земель, изменением социально-экономических условий их жизни, реформами по всей стране. Он радовался новшествам, которые происходили в Ингушетии, как, к примеру, Военно-Галгаевской дороге, которую русские солдаты сделали качественной и хорошей.

Но Чах видел и другую сторону жизни горцев, живущих в постоянной нужде и неустанной борьбе. Изучая социально-экономические условия жизни народа, Чах Ахриев анализировал причины, по которым бедствовал народ, уделял внимание необходимости развития производительных сил Ингушетии, акцентируя внимание на том, что нужно совершенствовать орудия труда, способы обработки земли, бороться с эрозией почв высадкой деревьев, развивать знания в области ветеринарии для предотвращения эпидемий животных. Отмечал малоземелье у ингушей, понимая, что недостаток земли связан с лишением ингушей плодородных земель. Писать об этом цензура не позволяла, и он говорит: «временно отобрана Длинная долина».

В те годы царская Россия в своей национальной политике не до конца учитывала культурную самобытность и разнообразие кавказских народов, богатые нравственные и умственные силы горцев. Ч. Ахриев видел те искусственные барьеры и проблемы, которые создавались царской администрацией на местах, мешавшие спокойному общению казаков и горцев, горцев и жителей плоскости: то «билетной системой», то просто лишением ингушей земли у подножия гор и т. д.

«Ведение условий жизни, не соответствующих идее народного характера или неудовлетворяющих идее прогрессивного развития народной жизни, возбуждает в народном характере реакцию и антогонизм...», — выражал своё мнение Чах Эльмурзиевич. И в то же время, будучи дипломатом, он говорил о том, что русское правительство действует глубоко гуманными способами, устраняя насильственные меры, нередко выдавая желаемое за действительное.

Чах Ахриев обладал разносторонними знаниями. Он мог привезти редкие саженцы деревьев, посадить их и взрастить — «Чахи беш» (сад Чаха) из нескольких плодовитых деревьев груши долго давал плоды в Фуртоуге. Был за совершенствование культуры огородничества и бытовых условий жизни своих сельчан, мог заступиться за простых людей, как чиновник и образованный человек. В Азербайджане, где он долго жил, в их доме были люди самых разных сословий, вспоминала Нина Ахриева. Он был добрым и щедрым к нуждающимся, любил одаривать детей серебряными рублями.
До конца своих дней интересовался он насущными вопросами жизни горцев, содействовал распространению среди них знаний.

Чах искренне верил в прогрессивное значение интеграции русской и ингушской культур, и в то же время достоверно давал описание значимых институтов общественной жизни ингушей, демократического принципа организации жизни ингушского общества, что не всегда укладывалось в рамках политики царизма на Кавказе.

Чах Ахриев работал на разных должностях в административных органах в Закавказье почти 40 лет. И все это время он был оторван от родного народа. Какие причины отстранили его от науки при таком щепетильном, глубоко научном подходе к изучению истории и культуры народа, остаётся вопросом. Негласный запрет на общественную деятельность Чаха Ахриева проявился в том, что с 1874 и до самой его смерти (1914 г.) не было опубликовано ни одной его работы. Хотя реально Чах Ахриев не прекращал просветительской деятельности до конца своей жизни.